Региональная система оценки качества образования Мурманской области
Механизмы управления качеством образовательных результатов Механизмы управления качеством образовательной деятельности
– Система оценки качества подготовки обучающихся – Система мониторинга эффективности руководителей всех образовательных организаций региона
– Система работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях – Система обеспечения профессионального развития педагогических работников
– Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи – Система организации воспитания обучающихся
– Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся – Система мониторинга качества дошкольного образованиян

 

Началась приемная кампания – 2017 в образовательных организациях региона, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.

Необходимо отметить, что среднему профессиональному образованию как источнику кадров для экономики и социальной сферы региона уделяется особое внимание. В этой сфере за последние годы мы совершили настоящий прорыв. Созданная в регионе система профобразования в полной мере отвечает современным требованиям.

В течение последних 5 лет, несмотря на непростую финансовую ситуацию, остается неизменным количество бюджетных мест на обучение по программам среднего профессионального образования - ежегодно мы принимаем около 3,5 тысяч человек. Объем и структура контрольных цифр приема на обучение по программам среднего профессионального образования за счет средств бюджета Мурманской области формируется на основании сведений о потребности в кадрах от ключевых работодателей и долгосрочного прогноза в кадрах, разработанного Мурманским арктическим университетом с привлечением специалистов Кольского научного центра Российской академии наук.

Создан Центр Арктических компетенций. Его основой являются действующие на базе областных колледжей многофункциональные центры прикладных квалификаций и ресурсные центры профобразования. Обеспечена возможность непрерывной подготовки и переподготовки рабочих кадров по большинству востребованным экономикой региона рабочим профессиям.

В целях доведения качества подготовки кадров со средним профессиональными образованием до международного уровня в регионе активно развивается движение «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия). За два последних года созданы 10 специализированных центров компетенций, оснащенных в соответствии с международными стандартами Ворлдскиллс. Стартовала Программа ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников Джуниорскиллс.

Выступая впервые в 2016 году на всероссийском уровне - в финале национального Чемпионата «Молодые профессионалы» в подмосковном Красногорске, команда Мурманской области заняла 2 место в компетенции «Мобильная робототехника» (Джуниорскиллс), 3 место – в компетенции «Электромонтажные работы» (Джуниорскиллс) и 5 место – в компетенции «Преподавание в младших классах» (Ворлдскиллс).

3 ноября 2016 года в Екатеринбурге завершился III Национальный чемпионат сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech-2016, где в специальных соревнованиях среди юниоров 10-17 лет первое место заняли участницы из Мурманской области под руководством преподавателя ГАПОУ МО «Кандалакшский индустриальный колледж».

Второй год подряд проводится международный конкурс профессионального мастерства «Arctic Skills 2017» в котором участвуют студенты из России, Норвегии и Финляндии. В текущем году конкурс проходид в России. 39 студентов профессиональных образовательных организаций из России, Норвегии и Финляндии соревновались по 12 компетенциям: Сварочные технологии, Электромонтаж, Системное администрирование, Сантехнические работы, Малярные работы, Плотницкие работы, Ремонт и обслуживание легковых автомобилей, Поварское дело, Медицинский и социальный уход, Парикмахерское искусство, Саамское рукоделие, Оленеводство.

В общекомандном зачете российские участники завоевали 7 золотых, 5 серебряных и 4 бронзовых медали, участники из Норвегии - 3 золотых, 5 серебряных и 4 бронзовых медали, представители Финляндии заслужили 2 «золота», 3 «серебра» и 2 «бронзы».

В настоящий момент в г. Краснодаре проходят самые масштабные в России соревнования профессионального мастерства по стандартам WorldSkills среди студентов профессиональных образовательных организаций в возрасте от 16 до 22 лет - финал V Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) – 2017.

Министерством образования и науки Мурманской области для участия в финальных состязаниях V Национального чемпионата сформирована команда из 19 участников и экспертов, в состав которой вошли студенты Мурманского педагогического колледжа, ставшие лучшими в Северо-Западном Федеральном округе в компетенциях «Дошкольное воспитание» и «Преподавание в младших классах», студент Мурманского колледжа экономики и информационных технологий, одержавший победу на отборочных соревнованиях в компетенции «Сетевое и системное администрирование», а также юниоры - победители II регионального чемпионата JuniorSkills в Мурманской области по компетенциям «Мобильная робототехника» (2 команды), «Электромонтажные работы» (1 команда), «Интернет вещей» (1 команда).

В настоящее время регион участвует в реализации федерального приоритетного проекта «Рабочие кадры для передовых технологий». В 2017/2018 учебном году будет осуществлен прием на обучение по образовательным программам, разработанным в соответствии с новыми ФГОС СПО по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям (ТОП-50) в Мурманской области. Формируются условия для реализации образовательных программ, соответствующих лучшим современным стандартам и передовым технологиям путем модернизации материально-технической базы профессиональных образовательных организаций и повышения квалификации управленческих и педагогических кадров.

Большое внимание уделяется профориентационной работе со школьниками. Кроме традиционных профориентационных мероприятий (дни открытых дверей, выставки образовательных услуг, информация на сайтах образовательных органзаций, профильные смены, участие в Мурманской международной деловой неделе) апробируются новые проекты.

Мурманский индустриальный колледж внедряет профориентационный проект по обучению школьников по компетенции «Фрезерные и токарные работы на станках с числовым программным обеспечением» в рамках реализации движения «Молодые профессионалы (Juniorskills)».

Мурманский колледж экономики и информационных технологий реализует проект по ранней профориентации школьников JuniorSkills по компетенции «Сетевое и системное администрирование». Создан Центр дополнительного образования, занятия которого посещают ученики г. Мурманска и г. Колы.

Министерство совместно с ведущими предприятиями региона поддержало Всероссийскую акцию «Неделя без турникетов», которая проходила с 17 по 23 апреля 2017 года в рамках Федеральной программы «Работай в России!».

Мероприятия в рамках акции направлены на повышение популярности профессий и специальностей, востребованных в промышленном производстве региона, и предполагают интерактивное знакомство школьников, студентов и их родителей с работой ведущих промышленных предприятий нашей области.

19 апреля группа школьников из ЗАТО Видяево посетила филиал АО «ЦС «Звездочка» 35 судоремонтный завод. На предприятии школьники полноценно поучаствовали в производственном процессе и познакомились с профессиями, востребованными в инженерно-технической сфере. Ребятам было предложено попробовать себя в таких специальностях, как инженер-конструктор, инженер-технолог, слесарь-судоремонтник, судовой такелажник. Работниками завода для учащихся был организован брифинг, на котором была обсуждена злободневная тема выбора профессии и профессиональной самореализации.

В рамках акции «Неделя без турникетов» школьников и студентов приглашают посетить свои предприятия Оленегорский горно-обогатительный комбинат, Ловозерский горно-обогатительный комбинат и филиал АО «ЦС «Звездочка» судоремонтный завод «Нерпа».

Знакомство школьников и студентов с современным производством нашего региона продолжится и по окончании акции. В 2017 году Министерством образования и науки Мурманской области совместно с Мурманским областным центром дополнительного образования «Лапландия» был инициирован региональный долгосрочный образовательный проект «Полигон-PRO»: день на производстве», «направленный на популяризацию широкого спектра востребованных на Севере профессий и специальностей.

В конце апреля учащиеся лицея № 2 и средней общеобразовательной школы № 23 г. Мурманска стали участниками увлекательной профориентационной программы, организованной на базе ОАО РЖД России по Мурманской области и Мурманской областной клинической больницы имени П.А. Баяндина.

Специалистами учебного центра ОАО РЖД России для школьников были подготовлены брифинги, интеллектуальная игра на знание истории железных дорог России, практикоориентированные занятия, мастер-классы и дискуссия о проблеме выбора профессионального пути.

Сотрудники железнодорожного управления провели для ребят презентацию современных профессий и специальностей транспортной отрасли. С помощью интерактивных тренажеров школьники смогли попробовать себя в роли машиниста железнодорожного состава– одной из наиболее почетных и востребованных профессий на железных дорогах страны.

Не менее увлекательным оказалось посещение Мурманской областной клинической больницы имени П.А. Баяндина.

Практически вся территория областной больницы стала профориентационной площадкой для юных мурманчан. Более 20 представителей административно-управленческого, медицинского и вспомогательного персонала больницы провели масштабную информационно-ознакомительную программу, включающую посещение ключевых отделений и высокотехнологичных объектов медицинского учреждения.

Презентация востребованных медицинских профессий и специальностей сопровождалась увлекательными мастер-классами и демонстрацией работы уникального высокотехнологичного медицинского оборудования. В результате обучающиеся смогли получить целостное представление о работе хирурга, рентгенлаборанта, анестезиолога, медицинской сестры и фельдшера скорой помощи.

И школьники, и специалисты, принявшие участие в профориентационном проекте, остались довольны проведенным днем и выразили желание продолжить знакомство с важными для региона профессиями.

Наша работа была отмечена Агентством стратегических инициатив, которое выбрало наш регион в качестве пилотного по апробации Стандарта кадрового обеспечения промышленного роста. В рамках реализации вышеуказанного Стандарта заключено 13 соглашений между образовательными организациями и предприятиями реального сектора экономики, направленных на внедрение практико-ориентированной (дуальной) модели обучения.

Для обеспечения доступности среднего профессионального образования общий объем контрольных цифр приема на обучение за счет средств областного бюджета остался на уровне 2016/2017 учебного года и составил 3495 человек, в том числе для обучения по 30 (35) программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих – 1315 человек и для обучения по 49 (51) программам подготовки специалистов среднего звена – 2180 человек.

Объем и структура бюджетных мест по профессиям и специальностям среднего профессионального образования определялись на основании долгосрочного прогноза потребности в кадрах (разработан МАГУ с привлечением КНЦ РАН), а также предложений от заинтересованных исполнительных органов государственной власти и ключевых работодателей региона.

Почти 93 % бюджетных мест для обучения по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) относятся к профессиям технического или естественнонаучного профилей.

В части бюджетных мест для обучения по программам подготовки специалистов среднего звена: 41,5 % относятся к специальностям технического или естественнонаучного профилей, более 19 % - к медицинскому профилю, более 17 % - педагогическому профилю.

Если не разбивать на ППКРС и ППССЗ, то более 60 % относятся к программам технического или естественнонаучного профилей, более 12 % - к медицинскому профилю, около 11 % - педагогическому профилю.

В целях опережающего кадрового обеспечения инвестиционных проектов впервые в регионе впервые открыт прием на обучение по программе среднего профессионального образования «Мастер общестроительных работ» в Мурманском строительном колледже им. Н.Е. Момота. Выпускники получат не только диплом о среднем профессиональнои образовании, но и свидетельства о квалификации по остро востребованным рабочих профессиям – Каменщик, Электросварщик ручной сварки, Монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций.

Также впервые в регионе открывается прием на профессию «Электромонтер по ремонту электросетей» в Кандалакшском индустриальном колледже. Выпускники вместе с дипломом получат свидетельства о квалификации электромонтера по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики, электромонтера по ремонту вторичной коммутации и связи.

В настоящее время регион участвует в реализации федерального приоритетного проекта «Рабочие кадры для передовых технологий». В 2017/2018 учебном году будет осуществлен прием на обучение по образовательным программам, разработанным в соответствии с новыми ФГОС СПО по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям (ТОП-50) в Мурманской области.

Речь идет об апробации в 2017/2018 учебном году 12 образовательных программ 08.01.08 Мастер отделочных строительных и декоративных работ, 08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ, 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства, 15.01.05         Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), 15.01.33 Токарь на станках с числовым программным управлением, 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, 43.01.09 Повар, кондитер, 09.02.04 Информационные системы и программирование, 09.02.07 Сетевое и системное администрирование, 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, 43.02.12 Технология эстетических услуг, 43.02.13 Технология парикмахерского искусства.

Большое внимание уделяется профессиональному образованию и профессиональному обучению студентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В 6 из 17 подведомственных профессиональных образовательных организациях создана безбарьерная среда для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (35 %). При создании безбарьерной среды в колледжах использован комплексный подход, произведено устройство входных групп с пандусом, установлены перила на путях передвижения маломобильных групп населения, созданы учебные классы (МПК, МТКС, ППТ, АПК, КИК, МКЭиИТ).

В 2016 году Мурманская область вошла в число победителей конкурсного отбора на поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов. Мурманской области предоставлена субсидия из федерального бюджета в размере более 2 млн. руб. на создание базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку функционирования региональной системы инклюзивного среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – БПОО). Из средств областного бюджета на создание БПОО в 2016 году было предусмотрено 1 млн. руб.

БПОО создан на базе Мурманского колледжа экономики и информационных технологий. В колледже обучается значительная доля от всех студентов областных колледжей, имеющих инвалидность или ограниченные возможности здоровья (50 из 116 человек). С 2013 года в учреждении создана безбарьерная среда от въезда на территорию и дальше по пути следования в учебный корпус, в раздевалку, учебные аудитории, санитарные помещения, комнату релаксации и приёма пищи, медицинский пункт, что позволяет обучающимся с ограниченными физическими возможностями беспрепятственно посещать учебные аудитории, санитарно-бытовые и специальные помещения. Активно внедряются дистанционные технологии обучения. Для обеспечения более удобного доступа к учебным материалам закуплены электронные книги с выходом в Интернет, организовано подключение к федеральной электронной библиотечной системе, в холле учреждения установлены интерактивные панели с подключением ко всем ресурсам.

За счет средств вышеуказанной субсидии в 2016 году в колледже проведены работы по развитию безбарьерной среды (ремонтные работы с расширением проемов входов раздевалок и душевых спортивного зала, оборудование лестниц пандусами, установка вертикального подъемника для доступа в общественно-бытовой корпус, установка автоматических дверей в помещения санузлов, оборудование рабочих мест для обучающихся-инвалидов в помещениях читального зала), приобретены технические средства обучения (компьютеризированные рабочие места) для обучающихся с различными видами инклюзии (для слабослышащих обучающихся и/или слабовидящих обучающихся и/или обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата), приобретено специализированное программное обеспечение, повышена квалификация 25 педагогических работников по вопросам инклюзивного образования.

Осенью 2016 года на базе колледжа организован и проведен региональный конкурс профессионального мастерства «Абилимпикс» среди людей с инвалидностью, организовано участие команды Мурманской области во II Национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс» (г. Москва) по десяти компетенциям: «Флористика», «Декоративное искусство: резьба по дереву», «Декоративное искусство: бисероплетение», «Медицинский и социальный уход», «Массажист», «Поварское дело», «Выпечка хлебобулочных изделий», «Экономика и бухгалтерский учет», «Разработка программного обеспечения (Программирование)», «Сетевое и системное администрирование».

По итогам чемпионата представители Мурманской области заняли 1 первое место в компетенции «Декоративное искусство: бисероплетение», 2 место в компетенции «Экономика и бухгалтерский учёт и почётное 5 место в компетенции «Разработка программного обеспечения (Программирование)».

Необходимо отметить, что ежегодно за счет средств областного бюджета осуществляется прием лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющих основного общего образования или среднего общего образования, на обучение по программам профессионального обучения.

В текущем году прием на обучение указанной категории граждан запланирован в 8 областных колледжах (Апатиты, Кандалакша, Ковдор, Кола, Мурманск, Мончегорск, Оленегорск) по 7 профессиям (Маляр, Штукатур, Пекарь, Повар, Продавец продовольственных товаров, Слесарь по ремонту автомобилей, Жестянщик).

 

Справочно:

Порядок приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования (далее – Порядок) утвержден приказом Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36.

Согласно Порядку прием на обучение по программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации является общедоступным. Если численность поступающих превышает количество бюджетных мест – учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании, т.е. средний балл аттестата.

При приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических или психологических качеств, проводятся вступительные испытания в порядке, установленном в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» (все специальности МКИ, Физическая культура, Лечебное дело, Акушерское дело, Сестринское дело, Реклама, Дизайн (по отраслям), Парикмахерское искусство, 43.02.03 Стилистика и искусство визажа, Конструирование, моделирование и технология швейных изделий). Вступительные испытания проводятся в письменной или устной форме, в виде прослушивания, просмотра, собеседования или в ином виде, определяемом правилами приема.

Прием документов на первый курс начинается не позднее 20 июня.

Прием заявлений у лиц, поступающих для обучения по образовательным программам по специальностям (профессиям), требующим у поступающих определенных творческих способностей, физических или психологических качеств, осуществляется до 10 августа.

Прием заявлений в образовательные организации на очную форму получения образования осуществляется до 15 августа, а при наличии свободных мест в образовательной организации прием документов продлевается до 25 ноября текущего года.

Абитуриентам необходимо заблаговременно ознакомиться с правилами приема, сроками приема документов, перечнем вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией, расписанием проведения вступительных испытаний, информацией о необходимости прохождения медицинского осмотра, о наличии общежития и пр.

Не позднее 1 марта на сайтах образовательных организаций размещаются правила приема в образовательную организацию, условия приема на обучение по договорам об оказании платных образовательных услуг, перечень специальностей (профессий), по которым образовательная организация объявляет прием, требования к уровню образования, которое необходимо для поступления, перечень вступительных испытаний, информацию о формах проведения вступительных испытаний, информацию о возможности приема заявлений и необходимых документов в электронной форме, особенности проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, информацию о необходимости (отсутствии необходимости) прохождения поступающими обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования) с указанием перечня врачей-специалистов, перечня лабораторных и функциональных исследований, перечня общих и дополнительных медицинских противопоказаний.

Не позднее 1 июня на сайтах образовательных организаций размещаются общее количество мест для приема по каждой специальности (профессии), количество мест, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, количество мест по каждой специальности (профессии) по договорам об оказании платных образовательных услуг, правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний, информацию о наличии общежития и количестве мест в общежитиях, выделяемых для иногородних поступающих, образец договора об оказании платных образовательных услуг.